Что нужно знать о кованых дисках
Посмотреть все Советы

Что нужно знать о кованых дисках

Многие автомобилисты слышали о том, что литые колесные диски по качеству лучше, чем стальные (штампованные), но при этом кованные комплектующие по многим показателям лучше, чем литые.

Конечно, кованые диски изготавливают не при помощи наковален и мехов, эти высокотехнологичные изделия делают на заводах на специальном оборудовании по современным технологиям.

Секреты производства кованых дисков

Чтобы быть максимально точными в формулировке, кованные колесные диски стоило бы называть комплектующими, изготовленными методом горячей объемной штамповки в закрытых матрицах. Правда, такое наименование было бы сложно запоминать и выговаривать, поэтому производители именуют свою продукцию попросту коваными дисками. 

Еще одна интересная особенность таких изделий в том, что для их изготовления применяют очень сложные технологии. Нередко кованые диски изготавливают на тех же заводах, что и самолеты. Дорогое оборудование и мощные прессы позволяют выпускать высококлассные и прочные изделия.

Материалом для кованых дисков служит сплав, основанный на алюминии с добавлением магния, меди, марганца и кремния. Этот металл обладает высокой прочностью, но при этом достаточно пластичен.  Из него выливают цилиндр около 20 см в диаметре, которых позже разрезают на детали нужной длины. Эти заготовки отправляются в кузнечно-прессовый цех, где их разогревают и кладут под пресс. В результате, получаются плоские круги с диаметром около 0, 5 м.

Полученные детали нагревают до 430 градусов по Цельсию и штампуют специальным оборудованием. В итоге выходят очередные заготовки, напоминающие по форме кастрюльки. Они снова закладываются в печь, разогреваются и позже по конвейеру перемещаются к прессу для второй штамповки. Между разогревом и процессом штамповки должно пройти не более 11 секунд, в противном случае деталь остывает.

Технологический процесс выглядит, как слаженная работа нескольких специалистов: один из них смазывает горячий штамп, другие захватывают «кастрюлю» длинными щипцами и закладывают в пресс-форму. После того, как верхняя часть пресса опустится и снова поднимется, из-под него вытаскивают практически готовый диск.

Если используется новый штамп, то первые четыре единицы проверяют на предмет геометрической точности. Затем его можно использовать для серийного производства колес.

Завершающий этап производства кованых дисков

Несмотря на то, что полученная после штамповки деталь внешне очень напоминает готовый диск, она не может похвастаться теми впечатляющими свойствами, которые характерны для кованых изделий:

  • прочность;
  • пластичность;
  • упругость.

Все эти качества диск приобретает при термообработке. В первую очередь, колеса закаляют: на протяжении нескольких часов прогревают (до 515) градусов, а после резко охлаждают в воде. В итоге, меняется структура металла, он становится мелкозернисто-волокнистым.

Для придания нужных механических свойств, диск «состаривают», то есть, ждут, пока структура выровняется и уйдут внутренние механические напряжения. Для ускорения процесса детали держат в печи около 12-14 часов (150-160 градусов), а затем колеса медленно остывают.

Контроль качества

Чтобы получить на выходе продукцию самого высокого качества, партию готовых дисков обязательно проверяют. Обычно для проверки выбирают около 10% изделий. Их изучают на предмет дефектов и деформаций, а также исследуют однородность сплава. Одну деталь из партии обязательно разрезают, чтобы рассмотреть изнутри.

Также контролеры исследуют механические свойства сплава по полученным образцам.

На финишном этапе диски шлифуют, просверливают отверстия под ниппель и болты, а также формируют запланированный дизайн. Некоторые модели проходят дополнительную полировку.

Преимущества кованых дисков

Автомобильные диски, изготовленные по технологии, описанной выше, имеют целый ряд достоинств:

  • высокую прочность;
  • сниженный вес (по сравнению с литыми и штампованными);
  • снижение расходов на топливо;
  • долговечность;
  • пластичность (при ударе изделия не разрушаются, а деформируются);
  • привлекательный внешний вид;
  • способность к восстановлению и ремонту.

Недостатком таких износостойких и крепких комплектующих можно назвать высокую стоимость. Однако, этот показатель очень относителен.

Есть несколько приемов для тех, кто не знает, как отличить кованые диски от литых:

  • сравнить массу (кованые зачастую легче, чем легкосплавные);
  • изучить кромку (литые не проходят шлифовку, поэтому могут иметь неровный край);
  • рассмотреть надписи (на кованых надписи вдавленные, а на литых -- выпуклые);
  • поискать надпись «FORGED» (она украшает брендовые кованые диски);
  • сравнить стоимость (литые обычно дешевле).

Сегодня выбор кованых комплектующих настолько хороший, что приобрести их можно в самых разных размерах (R13, R14, R15, R16, R17, R18, R20) и практически для любого автомобиля (ВАЗ, Нива, БМВ, Ауди, Форд, Киа, Приора, Веста, Ниссан, УАЗ, Мерседес, Тойота, Рио, Фольксваген, Солярис, Фокус).

Подбирая кованые диски, стоит опасаться недобросовестных продавцов, которые в погоне за выгодой не стыдятся обмана. Чтобы купить именно кованые комплектующие, обращайтесь к проверенным магазинам, которые дорожат своей репутацией и ценят каждого клиента.

В интернет-магазине Инфошина вся информация о дисках предельно точна и достоверна. Здесь представлена лучшая продукция с официальной гарантией от самых разных производителей.

21 мая 2018 г.