Классификация моторных масел
Посмотреть все Советы

Классификация моторных масел

Все моторные масла во время эксплуатации подвергаются одинаковым нагрузкам. Судите сами: к примеру, верхняя поршневая канавка нагревается до 270-280° Цельсия, температура в зоне поршня достигает 450°, вкладыши подшипников и шейка коленвала до 150-160°, а в картере 80-100°. Всем этим температурным испытаниям подвергается одно и то же масло.

Следует также учесть, что на масло действую окислители: кислород, несгоревшее топливо, газы из камеры сгорания и тому подобное. Вот почему выбор правильного масла очень важен для стабильной и длительной работы вашего авто.

Существует несколько классификаций масел:

  1. SAE, разработанная Американским обществом автомобильных инженеров;
  2. API, предложенная Американским институтом нефти;
  3. ACEA – от Ассоциации Европейских Производителей Автомобилей.

Если смотреть на вопрос с профессиональной точки зрения, данная классификация является неполной. Однако для обычных автолюбителей достаточно данной информации, чтобы подобрать правильное масло для своего авто.

Указанные типы масел отличаются друг от друга:

  • SAE - регламентирует вязкостно-температурные свойства;
  • API - регламентирует эксплуатационные свойства, качество масла .

В условиях рынка и климатических условий Украины, само собой, прижилась методика SAE.

От некоторых водителей-любителей можно услышать фразу «У меня залито SAE». Это некорректная формулировка. Правильно будет указать несколько иную информацию: Castrol GTX 5 Lightec SAE 10W-40 API SJ/CF/EC.

По химическому составу выделяют 4 типа масел:

  1. Минеральные (получаются путем вакуумной перегонки мазута с последующим рафинированием).
  2. Гидрокрекинговые (гидрокрекинг минерального масла) отличаются от полусинтетических более высокими эксплуатационными свойствами, на прилавках украинских магазинов их найти достаточно сложно, но это возможно. Такой тип масла продают:
  • HESSOL leichtlaufoel SK SAE 10W40 API SH/CE
  • Mobil Super Formula SAE 10W40 API SJ/CF
  • Castrol GTX 5 Lightec SAE 10W-40 API SJ/CF/EC

      3. Полусинтетические (смесь минерального и синтетических масел).

      4. Синтетические (направленный синтез).

 

Как читать маркировку масел

Для автолюбителей, которые решили приобрести масло самостоятельно, полезно будет знать, как расшифровать его маркировку.

По классификации SAE можно видеть следующие обозначения: SAE 10W-40, SAE 15W-40, SAE 30, SAE 0W-40, SAE 10W, SAE 20W-50 и так далее.

Число, стоящее перед буквой W - это ЗИМНИЙ параметр. Чем ниже значение, тем дольше не замерзнет масло, позволяя быстро запустить мотор в условиях низких температур. Минимальное значение в данном случае может быть 0.

Если число указано без знака W - это летний параметр степени густоты масла при нагреве. Высокие показатели в данном случае указывают на устойчивость масла к высоким температурам. Максимальное значение здесь может быть 60.

Если число одно, например SAE 30, - то масло просто летнее, если SAE 0W - то масло только ЗИМНЕЕ.

  • 0W-30 : от -35 до +20
  • 5W-30 : от -30 до +20
  • 5W-40 : от -30 до +35
  • 5W-50 : от -30 до +45
  • 10W-30 : от -25 до +30
  • 10W-40 : от -25 до +35
  • 10W-50 : от -25 до +45
  • 15W-30 : от -20 до +35
  • 15W-40 : от -20 до +45
  • 15W-50 : от -20 до +45 (здесь нет ошибки!)
  • 20W-30 : от -15 до +40
  • 20W-40 : от -15 до +45
  • 20W-50 : от -15 до +45 (здесь тоже!)

ПРОСТОЕ ПРАВИЛО ВЫБОРА МАСЛА ЗИМОЙ

НАВСЕГДА запомните цифру -35 и прибавляйте к ней число, стоящее перед буквой W. Например: 10W-40: к -35 + 10 получаем -25 - это та температура окружающей среды, при которой масло еще не застыло. Как известно, в январе температура в нашей стране может опускаться до -28 бывает. Так что, если вы подберете масло 10W-40, есть большая вероятность того, что вам придется воспользоваться метро. И даже если авто заведется, то двигатель и аккумулятор ПОЛУЧАТ ОГРОМНУЮ НАГРУЗКУ. Так что, выбор масла зимой – очень ответственная задача.


Классификация API

Примеры: API SJ/CF, API SF/CC, API CD/SG, API CE, API CE/CF-4, API SJ/CF-4 EC 1

Читать эту маркировку следует так:

S - масло для бензиновых, С - для дизелей,  EC — для энергосберегающих. Буквы, стоящие далее, говорят об уровне качества для соответствующего типа двигателя: для бензиновых от A до J, для дизелей от A до F. ЧЕМ БУКВА ДАЛЬШЕ ПО АЛФАВИТУ, ТЕМ ЛУЧШЕ.

Цифра, стоящая после букв - API CE/CF-4, - означает, для какого двигателя предназначено масло, 4 - для четырехтактного, 2 - для двухтактного.

Бывает и универсальное масло, которое подходит и для бензиновых, и для дизельных. Оно обозначается так: API CD/SG. Прочитать это просто - если написано CD/SG - это БОЛЕЕ ДИЗЕЛЬНОЕ масло, если SG/CD - это значит БОЛЕЕ БЕНЗИНОВОЕ.

Обозначение EC 1 (к примеру API SJ/CF-4 EC 1) - означает процент экономии топлива, т.е. цифра 1 - не менее 1,5% экономии; цифра 2 - не менее 2,5%; цифра 3 - не менее 3%.


Подбор моторного масла по ACEA

Классификация по ACEA — это сводка ужесточенных требований к эксплуатации и конструкции двигателей в Европе. В АСЕА выделяют три класса масла:

  • «А/В» — для бензиновых и дизельных моторов легковушек;
  • «С» для бензиновых и дизельных моторов легковых автомобилей с катализаторами и сажевыми фильтрами;
  • «Е» — для дизельных агрегатов грузовиков и спецтехники.

В каждом классе есть свои категории — А1/В1, A3/В3, А3/В4, А5/В5 либо С1, С2 и С3. Они говорят о различных характеристиках. Так, масло категории А3/В4 применяются в форсированных бензиновых моторах.

Обычно производитель указывает на канистре все три класса — SAE, API и ACEА, но при выборе рекомендуем ориентироваться на классификацию по SAE.

 

28 января 2019 г.