Чем опасны изношенные шины?
Посмотреть все Статьи

Чем опасны изношенные шины?

Износ протекторного рисунка несет в себе целый ряд угроз. «Лысая» резина теряет свои основные эксплуатационные свойства, не может обеспечить достаточный уровень сцепления с трассой, угрожает безопасности водителя и пассажиров. Существуют определенные нормы, согласно которым глубина протекторного рисунка является приемлемой. Однако, за этим показателем необходимо внимательно следить, и вовремя менять шины при необходимости.

Степень изношенности шин

Предельно допустимый уровень износа шин определяется действующим законодательством. В общем, допустимая остаточная глубина протектора летней шины составляет 1,6 миллиметра, зимней — 4 миллиметра. Однако эксперты настоятельно рекомендуют менять покрышки до достижения минимального значения. В противном случае колеса не смогут обеспечить необходимый уровень безопасности. Ведь изношенная резина подвергается большему риску прокола, снижается устойчивость шин к аквапланированию, кроме того, увеличивается тормозной путь и снижается устойчивость автомобиля на дороге, особенно в зимних погодных условиях.

Причины износа шин

Выделяют несколько типов износа покрышек, и каждый из них может быть вызван разными причинами.

Двусторонний и центральный износы появляются по причине несоответствующего давления в шинах. При давлении ниже нормы шина начинает больше изнашиваться по краям, и получается двусторонний износ. Перекачивать шины тоже не стоит: нагрузка по пятну контакта распределяется не равномерно, а ближе к центру, значит, шина изнашивается быстрее в центральной части протектора.

Многочисленные места износа по окружности являются прямым следствием дисбаланса. Особенно это характерно для шин рулевой оси, но может появляться на всех осях. Исправить ситуацию может балансировка, но лишь частично: колесо, потерявшее округлость, будет изнашиваться более интенсивно.

Повторяющиеся места износа по окружности шин могут быть причиной неисправности подвески - рычаги, амортизаторы и пружины. После диагностики и ремонта подвески шину нужно заменить, так как такой характер износа больше не обеспечивает ее равномерное вращение.

Локальный износ в виде пятна – прямой результат экстренного торможения с заблокированным колесом. Равномерность вращения колеса в этом случае также нарушена и шину придется заменить. Если оставить автомобиль на длительное время на стоянке, то существует риск образования на шинах плоских площадок, которые потом во время движения будут вызывать биение колес.

Износ протектора в виде зазубрин или гребенчатый износ часто наблюдается у шин ведущей оси с блочным рисунком протектора. Он вызван тем, что во время движения шина деформируется - в месте контакта с дорогой протектор вдавливается внутрь, а по мере вращения колеса дальше снова выпрямляется. Это приводит к тому, что на передней кромке протектор изнашивается больше, чем на задней.

Опасность езды на изношенных шинах

Многие водители даже не задумываются над тем, какую опасность таит в себе изношенная резина. Тем не менее, существует целый ряд рисков, о которых не следует забывать.

Истертый протектор способствует тому, что тормозные свойства шин ухудшаются. Это может привести к столкновению и аварии, даже если вы вовремя нажали на тормоз. Кроме того, резко снижается управляемость: автомобиль перестает слушаться команд рулевого колеса, водитель теряет контроль над транспортным средством.

Повышается риск аквапланирования. Это происходит из-за того, что истощенная дренажная система уже не может достаточно быстро эвакуировать влагу из контактного пятна.

Транспортное средство, даже при небольшом повороте дороги, на полустертых покрышках может резко развернуться, преграждая путь следующим за ним автомобилям. Ну а если перекачать шины, они могут даже взорваться.

Поведение в разных дорожных условиях

Характеристики изношенной резины меняются, что ощущается и на мокрой, и на сухой трассе, а также на неровных поверхностях.

На влажной дороге уменьшенный протектор хуже справляется с большим отводом воды из пятна контакта шины с дорожным полотном. Особенно четко это можно почувствовать при езде в сильный дождь, когда автомобиль начинает раньше времени всплывать при проезде даже небольших луж и становится тяжелым в управлении. Ухудшается управляемость, а тормозной путь увеличивается.

На сухой поверхности при резком торможении, повороте или максимальном разгоне между шиной и дорожным полотном образуются продукты износа. При этом, канавки между протекторными блоками слишком мелкие, чтобы их вывести, поэтому сцепление шины с дорогой падает. Особенно это касается тех случаев, когда шины эксплуатируются в предельных режимах, например, на высоких скоростях.

Особенно опасны покрышки с изношенным протектором на неровных поверхностях. Шина не может справиться с ямами и рытвинами вследствие недостаточного уровня сцепления.

Сезонные особенности износа шин

Как известно, летние и зимние покрышки имеют ряд существенных отличий, включая протекторный рисунок и состав резиновой смеси. У каждого вида резины есть также и свои особенности износа.

Зимние шины более мягкий и эластичные, что позволяет им сохранить свои свойства в морозы. Такой компаунд достаточно быстро истирается, если использовать его при высоких температурах, то есть летом. Остальные причины, указанные выше, также способствуют истиранию. Износ зимней резины особенно опасен, ведь от надежности протектора зависит качество сцепления со снегом и льдом.

Для летних шин глубина канавок также важна – они являются неотъемлемой частью дренажной системы, выводящей влагу из-под покрышек. Торможение и сцепление на разных типах поверхности – еще один важный фактор, зависящий от износа. Летние покрышки более жесткие, так что на холоде застывают, теряют свои основные качества, что также приводит к быстрому износу резины.

Так что важно не только следить за высотой протектора, но также и за тем, чтобы вовремя менять шины к сезону.

Нормы износа шин для легковых и грузовых автомобилей

Существуют определенные требования к каждому типу транспорта относительно остаточно глубины протекторного рисунка. Их можно представить в виде таблицы.

Категория транспортного средстваРасшифровка категорииМинимальная допустимая глубина протектора

L

Мотоциклы и мопеды0,8 мм
N2, N3, O3, O4Грузовые авто и прицепы, свыше 3,5 тонн1 мм
M1, N1, O1, O2Легковые автомобили, грузовые автомобили и прицепы до 3,5 тонн1,6 мм
M2, M3Автобусы (имеющие более 8 мест для пассажиров)2 мм

4 июня 2018 г.