Какие функции выполняют отдельные элементы конструкции шины
В описаниях к покрышкам довольно часто можно встретить упоминания преимуществ, которые достигаются за счет усовершенствования внутренней конструкции. В сегодняшней статье разберем, что означают основные термины, которыми шинники называют отдельные части своих изделий и каким образом внутренне строение покрышки влияет на ее эксплуатационные свойства.
Каркас — основа основ
Каркасом называется внутренняя силовая конструкция, которая отвечает за сохранение постоянства формы покрышки. Именно на эту часть ложится двойная нагрузка: с одной стороны на каркас оказывает воздействие внутреннее давление покрышки, а с другой — силы, возникающие от взаимодействия с дорожным полотном.
Каркас образует один или несколько слоев кордовой ткани, которая представляет собой совокупность прорезиненных текстильных, полимерных или металлических нитей. В зависимости от расположения нитей корда различают два вида конструкций шин:
-
Радиальная. Все кордовые волокна в ней расположены вдоль радиуса, отсюда и название. При маркировке такая конструкция обозначается латинской буквой R. В настоящее время это самый распространенный тип конструкции. Широкую популярность он приобрел благодаря следующим преимуществам:
- небольшой вес;
- менее подвержен перегреву;
- обеспечивает более высокую скорость разгона;
- имеет меньшую напряженность нитей корда, поскольку отсутствуют скрещивания;
- гораздо меньше слоев намотки необходимо использовать.
Тем не менее, радиальные покрышки также не лишены недостатков, к числу которых относятся: повышенная боковая эластичность и чувствительность к снижению давления, из-за чего покрышки плохо переносят тяжелое бездорожье.
-
Диагональная. В такой конструкции нити корда перекрещиваются под некоторым углом к радиусу. В маркировке таких шин принято использовать знак « - » перед значением диаметра.
К достоинствам диагональных покрышек относится их высокая выносливость и большая защищенность боковин.
Их основными недостатками является слабая устойчивость к деформациям и повышенное сопротивление качению. Поэтому такие покрышки используются достаточно редко.
Сверху на каркас традиционно помещают специальный защитный слой, называемый брекером. Он состоит из нескольких слоев кордовой ткани. Главная функция этого элемента — защита каркаса от нагрузок при соприкосновении с дорогой.
А вот чтобы сам брекер не пострадал, сверху на него укладывают еще один слой, получивший название экран брекера. Он отвечает за предотвращение механических повреждений и расслоений резины.
Наружные части конструкции
Верхний слой покрышки, непосредственно соприкасающийся с дорогой, получил название протектора. Мы уже писали о том, как влияет его рисунок на эксплуатационные свойства покрышки. Материал и дизайн протектора во многом определяют способность к самоочищению и приспосабливаемость к различным погодным условиям.
Бортом шины называется элемент, отвечающий за ее надежную фиксацию. Как правило, на ободе имеется особый эластичный слой резины, обеспечивающий герметичное прилегание краев бескамерной покрышки к диску.
А вот защита шины от боковых ударов и повреждений при наезде на бордюр и тому подобные препятствия возложена на боковину — эластичную резиновую стенку. Именно на этот участок наносят и маркировку покрышки, из которой можно узнать ее типоразмер, а также нагрузочный и скоростной индексы.
В этой статье перечислены лишь основные элементы конструкции автошины. Тем не менее, знание особенностей их строения позволит легко провести сравнение двух равнозначных на первых взгляд моделей.